Каратэ годзю-рю (окинава) в москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

  •                                    Каратэ-до Конно-дзюку: путь постижения боевых искусств
  •                                    Ежемесячное издание Hiden (Budo & Bujutsu)(Япония) №6, 2002                                   
  •                                    Изучение наследия прошлого 

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката      В настоящее время каратэ распространилось по всему миру, и в каждом стиле и направлении есть свои индивидуальные особенности. Сегодня мы представляем читателям стиль, несколько отличный от других. Речь пойдет о Конно-дзюку. Глава стиля — сихан Конно Сатоси. Он родился на Хоккайдо в 1955 году, окончил университет «Дзёти», где и состоялось его знакомство с каратэ: во время учебы в университете сихан Конно изучал стиль Сито-рю. По окончании университета Конно познакомился с сиханом Икэдой Хосю, основателем стиля Дзёсинмон, и последующие 20 лет, став адептом этого стиля, Конно изучает каратэ направления Сёринрю, бодзюцу (техника работы с шестом) направления Дзёсинрю, а также тайдзюцу и сэйтай (энергетические практики).

Учитель Конно сихан Икэда, следуя в русле окинавского мастера боевых искусств Кьяна Тётоку, провел самостоятельные исследования ката и видоизменил их, а также выстроил необычную для каратэ трехступенчатую систему обучения боевым искусствам — син-гё-со.

В дальнейшем, после долгих раздумий, в октябре 1999 года сихан Конно вышел из Дзёсинмон, и Конно-дзюку, раньше входивший в Дзёсинмон в качестве одного из его филиалов, стал действовать как самостоятельная организация (и действует так до настоящего времени).

Будучи известным писателем и обладая пытливым умом, сихан Конно и в отношении каратэ имеет собственную точку зрения. Он считает, что должен самостоятельно найти ответ на вопрос, что же такое каратэ.

Стиль Конно-дзюку, если можно так выразиться, является отражением внутреннего мира сихана Конно как каратиста. «Мы в нашем стиле не делаем каких-то особенных вещей. Мой девиз — любительское каратэ, которым может заниматься любой желающий.

И все же мое каратэ — это каратэ для интелллектуалов»,- говорит сихан Конно.

В чем же особенности «интеллектуального каратэ» Конно-дзюку? Став самостоятельным стилем, Конно-дзюку сосредоточен на изучении Сюри-тэ, то есть, старой окинавской техники. В настоящее время система тренировок в Конно-дзюку построена на основе старых окинавских принципов, и окинавская техника составляет сердцевину техники каратэ Конно-дзюку.

«На Окинаве раньше, если говорили о Сюри-тэ, то подразумевали направление Сёрин-рю, однако оно впоследствии разделилось на Сёрин-рю, Мацубаяси-рю,Сёриндзи-рю и другие. В настоящее время не существует сведений о том, что же представляла из себя истинная техника мастера Анко Итосу, из которой берут свое начало вышеназванные ответвления.

Я, собственно, и начал свою деятельность, задавшись этим вопросом.

Я изучил технику младшего брата Накадзато Дзёэн, а также Учителя Симабукуро Дзэмпо («Сэйбукан»), проштудировал книгу Учителя Нагаминэ Тёсина , изучил технику стилей, берущих свое начало из Мацубаяси-рю. Я глубоко изучил систему тренировок Сюри-тэ, и сейчас она составляет стержень тренировок в Конно-дзюку».

Три «устных передачи»

Одна из особенностей Сюри-тэ — техника нанесения ударов с использованием эффекта от перемещения массы тела. Раньше для постановки специальной техники ударов Сюри-тэ использовали ката Найханти.

В этой ката есть так называемая «намигаэси» — «возвратная волна», когда, не меняя центра тяжести, надо поднимать ногу. Тем самым формируется самоконтроль даже за незначительным перемещением центра тяжести.

В Сюри-тэ — это наиважнейший момент, получивший название «тотихо» (падающая земля), или «тобокухо» (падающее дерево). Благодаря этому при нанесении удара рукой или ногой используется перемещение веса тела, и удар становится сильнее.

Раньше в некоторых направлениях кэндзюцу (искусство владения мечом) обучали технике одновременного использования как веса самого меча, так и веса перемещающегося тела, и это уподобляли «падению старого высохшего дерева».

Для того, чтобы эффективно использовать при нанесении ударов «тобокухо», изучалось три особенных техники, которые изустно передавались от поколения к поколению — три «устные передачи». Это — гамаку, мутими и тинкути.

Это слова из окинавского диалекта («утинагути»), поэтому неясно, какими иероглифами их записывать и каким словам японского языка они соответствуют. Как бы там ни было, эти три слова из умирающего Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты катаокинавского языка — и каждое из них в отдельности — обозначают чрезвычайно важные понятия в каратэ.

«Мастер Тёмо Нагасиро исполняет ката Дзион (фото приблизительно 1933 года). Поскольку Нагасиро использует тобокухо, тело чуть наклонено вперед, это видно и при ударе маэгэри.

Стойка дзэнкуцу высокая. Снимок сделан за мгновение до использования тинкути, поэтому рука согнута в запястье. Если не вернуться к изначальным ката Сюри-тэ, многому из реальной техники так и не удастся научиться».

Гамаку — это положение тела, когда плечи опущены, а мышцы живота и спины контролируют положение таза. Благодаря гамаку можно контролировать перераспределение веса в собственном теле, и даже при высоких стойках сохраняется устойчивое равновесие. Гамаку является базовым положением и в народных танцах островов Рюкю.

То есть, раньше в ударах Сюритэ источником силы было положение гамаку, а не вращение бедрами влево-вправо. Если следовать этому принципу, то удары, называемые в наши дни ои-цуки и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми.

Иными словами, в современном каратэ сначала ставится нога вперед, а затем в зависимости от поворота бедер вправо или влево наносится либо оицуки либо гякуцуки — качественно разные удары.

Однако при использовании «тобокухо» и гамаку движение идет не от передвигающейся ноги, а от бедра, поэтому и оцуки, и гякуцуки становятся качественно одинаковыми, и различие состоит только в том, выдвигается при нанесении удара нога вперед или нет. Кроме того, используя гамаку, можно осуществлять быстрые уходы (таисабаки) вправо или влево.

Мутими — это способ передачи силы, благодаря использованию гамаку, от бедер к рукам. Верхняя часть тела расслаблена и производит своеобразное короткое сотрясение. Это специфическое движение встречается в ката Найханти.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты катаКаратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты катаКаратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

«Скрытая в ката техника тобокухо: Из положения тюдан-укэ — 1) переносим вес тела вперед, 2)переходим в положение для удара фумикоми-дзёдан цуки, 3)благодаря этому высвобождаем энергию для нанесения мощного удара»

Тинкути — используется при нанесении удара кулаком. Из расслабленного положения следует моментальное мышечное сокращение, что позволяет резко повысить концентрацию силы удара. Эта техника встречается в китайскитх боевых искусствах.

Если посмотреть на старые (особенно довоенные) фотографии мастеров Сюритэ, то стойки как правило высокие и неширокие, во время нанесения ударов есть легкий наклон вперед, и зачастую рука согнута в запястье.

С точки зрения современного каратэ — это неправильно, однако на самом деле это и есть изначальная техника Сюритэ.

Дело в том, что мастера на фото задействовали все элементы — тобокухо, гамаку, мутими, тинкути, а согнутая в запястье рука, несомненнно, это положение за мгновение до использования тинкути.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

«Положение ног при кихон-кумитэ. Обратите внимание на белую линию на полу — воображаемую линию атаки. Очевидно, что подобное движение в сторону обеспечивает уход с линии атаки»

То же самое относится и к удару ногой маэгэри. Удар внешне выглядит несильным, коротким тычком, однако на самом деле благодаря использованию тобокухо в одно мгновение происходит перераспределение веса, и если удар хорошо отработан, то он очень силен.

Раньше на Окинаве описанные выше вещи передавались только изустно. «Сэнсэй Хосю Икэда, у которого я учился, хотя и не использовал термины гамаку, мутими и тинкути, применял эти техники на практике.

Во всех стойках сэсан-дати мы ясно видим гамаку, при ударах руками Икэда использовал мутими и тинкути, благодаря чему буквально небольшим касанием можно было повергнуть противника. Однако для достижения такого эффекта от ударов нужны длительные целенаправленные тренировки. Я считаю, что мне посчастливилось учиться у выдающегося человека.

Однако, к сожалению, если целью становится победа в соревнованиях, вышеупомянутым окинавским техникам перестают уделять должное внимание. С этим уже ничего не поделаешь»,- говорит Сихан Конно.

Изменения ката

В Конно-дзюку изучают следующие ката: начинающие разучивают Дзюни-но ката (короткая ката, содержащая базовые движения), затем — Пинъаны и Найханти, на уровне 1 дана изучают Сэсан и Вансю, 2 дан — Ананку и Бассай, 3 дан — Тинто и Годзюсихо, 4 дан — Кусянку и снова Найханти.

По сравнению с другими стилями эти ката представляются несколько ортодоксальными, однако и в стиле Дзёсинмон эти ката входят в число семи старых ката. Однако принципиальное отличие в Конно-дзюку состоит в том, что нет обычно глубоких стоек дзэнкуцу и кокуцу, все стойки высокие.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты катаКаратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты катаКаратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

«Кихон кумитэ (первый комплекс) 1) с уходом в стойку нэкоаси вправо блокируем удар тюдан-цуки, 2) руку из блокирующего положения тут же переводим в положение удара дзёдан цуки, 3) с переходом наносим тюдан-цуки»

Изначально на Окинаве стойки были именно такими. Движения короткие, количество движений также меньше. Структура ката такова, что любое движение, благодаря использованию гамаку, мутими и тинкути может быть выполнено с большой силой.

«Главное состоит в том, что ката изначально были созданы таким образом, чтобы содержащиеся в них движения могли бы применяться на практике. Однако, к сожалению, в настоящее время ката видоизменены, и если не вернуться к изначальному варианту, движения из ката применить на практике станет невозможно.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

«Практическое применение Первого комплекса Кихон кумитэ 1) в ответ на удар тюдан цуки чуть-чуть уходим вправо, одновременно нанося удар дзёдан цуки, останавливая тем самым движение противника, 2) быстро заходим за спину, 3) проводим бросок и добивание противника»

Например, стойки дзэнкуцудати и кокуцудати, когда грудь нужно подать вперед, а бедра опустить как можно ниже, хороши для тренировок нижней части тела, однако в реальной ситуации ноги в этих стойках надолго остаются на одном месте, и из таких положений реально ничего нельзя сделать.

Да и с точки зрения здоровья эти стойки вредны: заставляют бедра перенапрягаться и вызывают болезненные ощущения. Изначально дзэнкуцудати было таким положением тела, которое возникало после перехода вперед из естественного положения сидзэнтай, используя тобокухо, поэтому раньше в дзэнкуцудати верхняя часть тела была подана чуть вперед и стойка была неширокой.

Раньше учили, что дзэнкуцудати «убивает» подвижность тела, поэтому надо сразу же возвращаться в исходное положение сидзэнтай. Это принципиально отличается от точки зрения, распространенной в современном каратэ.

Если в нынешних соревнованиях по ката продемонстрировать ката, содержащие гамаку, мутими и тинкути, скоре всего, высоких баллов за исполнение не получишь: критерии оценки совсем другие»,- говорит сихан Конно.

Важность базовой техники (кихон)

Еще одной особенностью Конно-дзюку является система тренировок — от базовой техники к сложной и вновь возврат к базовой.

То есть, базовая техника (кихон) нужна не ради ее разучивания как таковой, а для того, чтобы показать, что в любом из ее разделов содержится практическая составляющая.

Для того, чтобы объяснить всю важность кихон уже на начальном этапе показывается сложная техника, которую в обычных додзё на этом этапе обучения не показывают. Сихан Конно щедро делится знаниями.

При обучении технике кумитэ (поединки) сначала разучиваются 5 базовых комбинаций — «кихон кумитэ гохон». Это взятые из ката отдельные движения и способы их практического применения. Эти движения выглядят неброскими, но каждое из них имеет множество трансформаций, и их вполне достаточно для реального поединка. Все движения «кихон кумитэ» выполняются из естественного положения сидзэнтай .

Читайте также:  Что такое упражнение ситап и его классическая техника выполнения

После ухода с линии атаки (таисабаки) следует мгновенная контратака. Однако перед этим отрабатывается сама техника надежных уходов, далее осваивается техника единого движения защиты и контратаки, далее движения шлифуются, становятся быстрее и точнее, и в результате осваивается сложная практическая техника, позволяющая в одно мгновение вывести из равновесия и сокрушить своего противника.

Обычно столь трудной технике обучают лишь тех, кто достиг высокого уровня в каратэ, а в Конно-дзюку эту технику дают уже начинающим.

«Разумеется, начинающие на своем уровне не могут сразу освоить сложную технику, однако они пробуют ее исполнение, понимают, что если что-то не получается, то стоит вернуться к ката.

Таким образом, улучшается не только исполнение ката как такового, но и после повторного обращения к практической технике, заметно, что и качество ее исполнения тоже улучшилось.

Так и происходит постепенное продвижение вверх по ступенькам освоения каратэ«.

Точное каратэ

Сихан Конно считает, что важнейшими составляющими каратэ являются правильный выбор времени и положения тела. «В конечном счете каратэ — это контратака.

Известно, что в каратэ нет первого удара, и это естественно, поскольку наносящий удар первым проигрывает, и задача заставить атаковать противника первым, чтобы использовать контратаку. Против удара рукой можно использовать в контратаке как удары руками, так и ногами. Важен выбор времени и правильное положение тела.

Если эти два условия соблюсти, то даже начинающий сможет применить кудзуси-вадза (технику разрушения). Однако для того, чтобы можно было использовать такую технику, надо в полной мере освоить гамаку, мутими и тинкути.

Эти элементы наглядно можно продемонстрировать и в бодзюцу (техник владения шестом), которому я обучаю параллельно с каратэ«.

«Раньше на Окинаве говорили: «Объяснять ката, но не показывать приемы». Изначально каратэ было эффективным боевым искусством, в котором в максимальной степени использовались возможности человеческого тела.

Поэтому изучение каратэ было трудным и требовало высокого уровня восприятия. Если из каратэ убрать соревнования, то как раз и останутся передаваемые из прежних времен точные техники, присущие боевым искусствам.

В каратэ есть различные направления: есть сильное каратэ, а есть точное каратэ. Сильное каратэ — это представители многих федераций, а также фул-контакта.

Однако важно, чтобы наряду с этим существовала и такая область изучения и передачи знаний, как точная техника, пришедшая к нам из прошлого. Я думаю, должны быть люди, которые говорили бы о важности гамаку и тинкути. Именно в этом я вижу свою роль».

Хотя сихан Конно и называет свое каратэ «любительским», в настоящее время стиль Конно-дзюку представлен тремя залами в Токио, а также филиалами в Осака, в Фукуяма, а также в Москве. Сихан Конно раз в месяц ездит в Осака и Фукуяма, а раз в год — в Москву.

Можно ожидать, что хотя стиль Конно-дзюку и немногочисленный, в его недрах взрастут выдающиеся каратисты, и что этот стиль в полной мере будет выполнять важную миссию по пропаганде знаний о боевых искусствах.

  Перевел с японского Валерий Натаров

Источник: https://okinawa-karate.ru/technics/stojki-v-karate-2.html

Как партизаны и пираты создали окинавское каратэ

Одна из самых японских в мире вещей, каратэ, родилась вовсе не в Японии, а на Окинаве, в кишевшем пиратами королевстве Рюкю.

Позже Окинава была захвачена самураями, которые запретили все, что хотя бы отдаленно напоминало оружие. И это тоже повлияло на развитие боевого искусства.

Отвратительные мужики рассказывают о рождении каратэ, в котором отразилась история маленького, но полного партизанами островного государства.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Довольно иронично, что столь японское явление, как каратэ возникло на острове Окинава, в те времена, когда Японию там не любили и сопротивлялись ее экспансии.

Есть несколько легенд о происхождении этого боевого искусства, но, скорее всего, у его истоков стоят некие пришедшие с Китая стили цюань-фа — китайского кулачного боя. Об этом говорит и название, ведь изначально иероглифы, которыми пишется слово «каратэ», обозначали просто руку в китайском языке.

И лишь потом, когда его стали популяризировать именно как японское искусство, начали называть «пустая рука», или «Путь пустой руки» — каратэ-до, на японский манер.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Но, даже если источником возникновения каратэ были китайские стили, на Окинаве они впитали такую долю местного неповторимого колорита, что изменились до почти полной неузнаваемости. Причиной этому стали политические и социальные потрясения, произошедшие на момент его возникновения. Они же стали главной причиной его развития и всенародной любви.

Из-за своего очень удачного (или наоборот, это как посмотреть) расположения на перепутье между Китаем, Японией и Юго-Восточной Азией Окинава (как центр островного королевства Рюкю) постоянно подвергалась нападениям различных пиратов. Да и сами окинавцы не видели ничего зазорного в том, чтобы совмещать торговлю с морскими грабежами. Да и междоусобицы, несмотря на малые размеры страны, здесь были нередким делом.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Окинава на карте

Чтобы пресечь излишние прения и неуемную любовь своего народа к пиратству, король Се Хаси в 1429 г. после объединения под своей властью трех областей Окинавы, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. В интересах усиления централизованной власти была устроена и «охота за мечами» местных правителей при короле Се Сине (1477-1536).

А уж японцы, оккупировавшие Окинаву в 1609 году, довели эту реформу до полного абсурда. В результате каждой деревне позволялось иметь не более одного стального ножа и одного топора, прикованного для хозяйственных нужд к колоде на главной площади. Насколько усердно соблюдался этот закон — отдельная история, но именно он задал основное направление развития каратэ.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

В свое время окинавцы активно промышляли пиратством, но и сами страдали от набегов

Естественно в средневековье любой мало-мальски вооруженный дармоед вел себя с безоружными людьми как с бесправными существами. А уж разбойники и пираты (которые все так же продолжали грабить прибрежные деревни) с радостью пользовались такой ситуацией.

Это побудило воинственных окинавцев создавать тайные общества, где они обучались бою голыми руками. Важно помнить, что противниками их часто становились профессиональные воины средневековой Японии, вооруженные до зубов.

Поэтому основной принцип каратэ — убить/обезвредить одним ударом, кажется вполне логичным, ведь нанести второй удар самурай уже не позволит.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Отсюда же идет вторая особенность каратэ — серьезное отношение к набивке ударных поверхностей. Очень редко противника удавалось застать голым, чаще всего это был противник в доспехах. Пусть они были и не из стали, но, в любом случае, лупить по ним неподготовленным кулаком или ступней — верх неблагоразумия.

Такие специфические явления как ката (оттачивание приемов, которое для непосвященного может выглядеть как простая гимнастика) и тамэсивари (то самое разбивание досок руками) вызваны, опять-таки, жизнью в японской оккупации.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Населению Окинавы было строжайше запрещено практиковать любые боевые искусства, в том числе и кулачный бой. С этой точки зрения проводить спарринги стало довольно опасно. А человек, в одиночестве выполняющий странные телодвижения, всегда может объяснить их простейшей гимнастикой. Как говорится, «машу руками, где захочу, законом не запрещено».

Тамэсивари же — разбивание предметов голой рукой или ногой — применяли для проверки мощи удара и набивки рабочих поверхностей. Прежде чем бить жесткого в своих доспехах самурая, стоило удостовериться, что можешь хотя бы сломать доску.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Ну а уж подручные сельскохозяйственные орудия стали лучшим другом окинавского партизана и простого крестьянина. Короткий шест бо, ручка от мельничных жерновов тонфа, тупой трезубец для разрыхления почвы сай, малый цеп для обмолота риса нунчаку и серп для срезания растений кама — все эти нехитрые инструменты окинавцы были вынуждены использовать как оружие.

Также сметливые окинавцы в качестве оружия использовали эку, то есть, попросту, весло. Причем часть обучения состояла в познании приемов драки на пляже, где с его помощью, к примеру, бросали песок в глаза противника.

Каратэ и Миямото Мусаси

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Эку

Ну а уж Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто вообще как будто позаимствованы из фильмов Джеки Чана. Это парное оружие, щит и копье или щит и дубинка изначально были ничем иным, как крышкой от большой кастрюли (то хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра).

Позже эта пара преобразовалась в небольшой щит из тростника или виноградной лозы, иногда усиленный железом, в связке с короткой пикой или мачете. Также щит часто изготавливали из черепашьего панциря — в пору своего зарождения каратэ поражал настоящей экзотикой.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Система поясов также имеет интересную историю появления. Сейчас в боевом искусстве существует множество цветов, и в каждом стиле есть своя, обычно крайне возвышенная, легенда о происхождения каждого из них. Однако по некоторым сведениям изначально цветов было всего пять, и объяснялось их появление они суровым, прозаичным и, надо сказать, весьма брутальным образом.

Белый — всего лишь чистая тряпочка для поддержки штанов и куртки. Желтый — та же самая тряпочка, но пожелтевшая от пота, пролитого при отработке ударов на макиварах и ката.

Красный — от обильного смачивания своей и чужой кровью, когда ученика допускали до спаррингов, и он часто пропускал удары. Коричневый — цвет сильно запекшейся крови, знак того, что удары пропускались гораздо реже, и кровь успевала высохнуть.

Ну а черный цвет появлялся, когда крови и пота становилось так много и они впитывались так долго, что цвета перемешивались, и получалось темное месиво.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Такова история возникновения каратэ и его стилевой специфики.

Но что происходит с ним сейчас? Волна популярности сделала из каратэ приносящий хороший доход бренд, с помощью которого множество хороших и не очень людей стали зарабатывать себе на порцию саке и кусок копченого угря.

Появление нескольких спортивных направлений, занимаясь которыми можно становиться чемпионами мира, также добавили популярности этому теперь уже виду спорта.

Осталось ли оно эффективным, или спортивные ограничения и бизнес убили всю жесткость и эффективность каратэ? И да, и нет. С одной стороны, ограничения ударов в голову, как например в киокушине, накладывают свой отпечаток, а уж возникновение малоконтактного или вообще бесконтактного каратэ  превратило прежде грозное боевое искусство в нелепую клоунаду.

Но, есть и другая сторона медали: те же ребята из киокушина, нарушившие правила своих стилевых соревнований и поставившие удар руками в голову, отлично выступают на контактных межстилевых соревнованиях. Отличный пример — турниры K-1, где блистали такие каратисты как Энди Хуг, Сэм Греко или Франческо Филио.

Энди Хуг

Кстати, любопытный факт, который органично вписывается в историю рождения каратэ: основатель этого самого киокушина, мастер Масутацу Ояма, вообще-то родился в Корее, и его настоящее имя — Чхве Ен Ый. Каратэ изначально было восточноазиатским винегретом и продолжает им быть. И это прекрасно.

Масутацу Ояма

Самую же жесткую проверку проходят каратисты, попадая в ММА. И там есть свои выдающиеся чемпионы, вышедшие именно из этого боевого искусства, например Жорж Сент-Пьер, представитель киокушинкай каратэ.

Читайте также:  Как правильно составить меню здорового питания на каждый день

Кстати, 4 ноября он попытается забрать пояс чемпиона у Майкла Биспинга. Кроме того, 28 октября в Бразилии состоится еще один знаменательный бой, теперь уже в UFC, между Лиото Мачидой и Дереком Брансоном.

Что характерно, Мачида — тоже представитель каратэ, но уже в стиле шотокан.

Конечно, для своих побед и Сент-Пьеру и Мачиде пришлось доработать стиль, но их боевая основа — именно каратэ.

Жорж Сент-Пьер

Да и вообще, соревнования по тому же шотокану, где бьют голыми или едва закрытыми накладками руками в голову, — зрелище не для слабонервных.

И под конец чуть ли не самый любопытный вопрос: насколько эффективно каратэ на улице? Тут как всегда все зависит от стиля и мастера, у которого вы учитесь. А самое главное, от наличия полноконтактых спаррингов и соревнований.

Однако главный плюс классического каратэ именно для улицы — сосредоточенность на одном ударе, чаще всего рукой. Уличные драки редко длятся дольше нескольких десятков секунд.

Так что умение сконцентрировать всю мощь в одном нокаутирующем ударе для большинства конфликтов более чем достаточно.

Источник: https://disgustingmen.com/history/karate-from-okinawa-with-love

История каратэ: годзю-рю

Годзю-рю дословно означает «школа жёсткого и мягкого». Этот стиль был основан Мияги Тёдзюном в 20-е годы прошлого века.

Рождение стиля

Мияги Тёдзюн (Миягусуку) родился 25 апреля 1888 года в городе Наха, расположенном на острове Окинава. Семья его принадлежала к сословию дворян, а глава семьи, Миягусуку Тёсё владелец двух кораблей, считался одним из богатейших людей в округе.

В 1899 году, когда Тёдзюну исполнилось одиннадцать лет, его мать попросила известного мастера туди-дзюцу Арагаки Рюко принять сына в ученики, где он обучался около трёх лет.

Когда Тёдзюну исполнилось четырнадцать лет, Арагаки посчитал целесообразным обратиться к своему другу, известному мастеру Нахатэ Хигаон-не Канрё с просьбой взять юношу к себе в ученики.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Мияги Тёдзюн

Великий Мастер

Часть приверженцев Годзю-рю считает истинным основателем данного стиля каратэ Хигаонне Канрё, так как именно он заложил основы, созданного впоследствии Мияги Тёдзюном боевого искусства. Мастер Хигаонне Канрё родился 10 марта 1853 года в селении Нисимура, которое являлось одним из районов города Наха.

Заниматься воинскими искусствами Хигаона начал в возрасте четырнадцати лет под руководством мастера Сэйсё Арагаки, у которого он обучался в течение трёх лет. В 1873 году Канрё отправился в Китай в город Фучжоу. Здесь он прожил около девятитй лет.

В течение этого времени он обучался технике стиля «Кричащий журавль» у мастера Рюрю Ко. Для развития силы широко использовались различные приспособления, позволявшие за достаточно короткий промежуток времени значительно увеличить силу мышц всего тела.

Также Рюрю Ко обучил Канрё технике владения традиционным китайским оружием, такими как меч «дао», меч «цзянь», шест и копьё.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Хигаонне Канрё

В 1882 году Хигаонна Канрё возвратился к себе на родину. Первое время он тренировался самостоятельно и не брат учеников. В 1905 году Хигаонна Канрё по просьбе директора одного коммерческого училища начал преподавать боевое искусство. Занятия проводились два раза в неделю во внутреннем дворе училища.

Через несколько лет изучение искусства поединка было включено в учебный план училища, а спустя год был образован клуб для тех, кто желал изучать рукопашный бой более серьёзно и глубоко.

В это самое время у мастера учился его лучший ученик Мияги Тёдзюн, к которому мы возвращаемся вновь, продолжая рассказ об истории развития Годзю-рю.

Совершенствование мастерства

Мияги Тёдзюн постигал искусство боя у Хигаонны Канрё. Стремление стать мастером побуждало его заниматься и в свободное время. Очень часто он отрабатывал технику на морском побережье, а ката Сангин выполнял, заходя по шею в воду.

В 1910 году Мияги мобилизовали в армию. Спустя два года он вернулся домой и продолжил обучение у мастера Хигаонны.

В этот период времени учитель посвящал Мияги в тонкости своего искусства, обучая не только новым техникам и ката, но и духовным премудростям.

В 1915 году мастер Хигаонна Канрё ушёл из жизни и Мияги решает направиться в Китай в город Фучжоу, чтобы найти легендарного мастера Рюрю Ко. К большому разочарованию Мияги, сбыться этой мечте было не суждено, так как к этому времени мастер Рюрю Ко со своей семьёй уехал из Фучжоу, и переехал в другой город.

В 1918 году после возвращения из Китая Мияги начал преподавать каратэ в Педагогическом колледже и Коммерческом училище. Примерно в это же время он начал работу по упорядочиванию известной ему техники и созданию своей собственной системы рукопашного боя. В 1921 году Мияги продемонстрировал своё искусство новому императору Японии Хирохито, посетившему Окинаву после вступления на трон.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Ученики Мияги Тёдзюна изучают ката

«Школа твёрдого и мягкого»

Мияги сыграл одну из наиболее важных ролей в развитии и становлении каратэ.

В 1926 году он вместе с такими известными специалистами в области боевых искусств, как Ханасиро Тёмо, Мотобу Тёю, Мабуни Кэнвой и двумя китайскими мастерами у-шу У- Сянгуем (известным больше под именем Гокэнки) и Таном Дайцзи (на Окинаве его звали То Дайки) создали клуб по изучению каратэ «Окинава Каратэ Кэнкю-кай», в котором обменивались знаниями и своими соображениями по поводу развития каратэ, методов обучения и по некоторым другим специфическим вопросам. Лично Мияги преподавал в основном базовую технику, физические упражнения и Сантин-ката. Стоит отметить, что данный клуб стал первой официальной организацией в истории окинавского каратэ. В 1930 году ученик Мияги Тёдзюна Синдзато Дзи-нан выступал на Фестивале Воинских Искусств, организованном Дай Ниппон Бутоку-кай в связи с проведением празднеств по случаю открытия храма Мэйдзи Дзингу. После показательных выступлений у Дзинана спросили, как называется школа, которую он представляет. Этот вопрос поставил его в замешательство, так как официального названия ещё не существовало. Тогда он вспомнил, что его учитель много раз говорил о гармонии мягкого и жёсткого в искусстве поединка, и спонтанно ответил, что стиль, который был продемонстрирован, называется Ханко-рю (школа середины). Спустя некоторое время, когда встал вопрос об официальном названии стиля, Мияги Тёдзюн решил, что это название точнее всего отображает суть его боевого искусства и как нельзя лучше подходит для его школы. С тех пор стиль каратэ, которому обучал Мияги, стал называться Годзю-рю, что означает «Школа твёрдого и мягкого». Именно под этим названием в 1933 году школа Мияги Тёдзуна была зарегистрирована во Всеяпонской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай).

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Мияги Тёдзюн и его ученики в додзе

В 1932 году Мияги отправился в город Осака, по приглашению одной из кафедр университета Кан-сай. Затем он побывал в городе Киото, в штаб-квартире Всеяпонской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) и, наконец, в Токио. Там он встретился с Ямагучи Гогэном, которому суждено было стать одним из выдающихся мастеров Годзю-рю.

В 1934 году Мияги уехал на Гавайи. Там он провел 8 месяцев, в течение которых преподавал технику каратэ служащим гавайской полиции, а также участвовал в показательных выступлениях.

В 1935 году Мияги снова посетил Китай. А в 1937-м в Киото представители Всеяпонской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) удостоили его звания «Кёси»-верховного наставника школы.

С этого времени Мияги стал активно заниматься внедрением каратэ в учебные программы окинавских школ. В это время, продолжая систематизировать свою систему, Мияги обогатил арсенал школы двумя ката Гекисай Дай Ичи и Гекисай Дай Ни.

Параллельно он продолжал проводить персональные тренировки.

В годы Второй мировой войны с 1944 по 1947 годы Мияги был вынужден прекратить занятия, и возобновил их лишь с наступлением мирного времени. Он продолжал обучать учеников вплоть до своей кончины в возрасте 65-и лет.

Годзю-рю после Мияги

После смерти Мияги главой школы Годзю-рю стал Хига Сэйко (1898 — 1966). Он начал свои занятия в тринадцать лет вместе с Мияги у самого Хигаонны Канрё. После смерти Великого мастера Хига Сэйко продолжил обучение у Мияги Тёдзю-на, который стал приемником Хигаонны.

В1931 году Хига ушёл из полиции, где он обучал личный состав приёмам рукопашного боя и открыл свое додзё в деревне Сиондзуми префектуры Наха, а через два года перенёс его в деревню Мацусита.

Еще при жизни мастера Мияги Хига Сэйко был единственным человеком, имевшим право преподавать Годзю-рю вне стен додзё Мияги.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Хига Сэйко и его ученики

В 1937 году Всеяпонская Ассоциация Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) присвоила Хига 7-й дан и звание «Рэнси» (наставник). После Второй Мировой Войны, в 1947 году, он открыл додзё в городе Итоман на юге Окинавы и преподавал каратэ в средней школе этого города, а также в университете Рюкю города Сюри и при тюрьме города Наха.

В 1948 году Сэйко Хига вместе с такими выдающимися мастерами каратэ как Цуёси Титоси, Ги-тином Фунакоси, Кэнва Мабуни и Канкэн Тояма-создал Всеяпонскую федерацию каратэ (Дзэн Нихон Каратэ-до Рэнмэй). В 1956 году Хига стал первым вице-президентом образованной Всеокинавской федерации каратэ-до (Дзэн-Окинава Каратэ-до Рэнмэй).

Через два года он стал президентом, получив по общему согласию других членов, также предлагавших свои кандидатуры, звание «Хан-си». В течение того же года он построил додзё, которое назвал Сёдокан и создал собственную организацию — Международную федерацию каратэ и ко-будо. А после смерти Хига Сэйко его место занял Яги Мэйтоку (1912 г. р.), ученик Мияги с 1926 года, а с 1929 ещё и помощник.

В 1955 году в квартале Дайдо города Наха Яги открыл свое додзё и стал преподавать каратэ. Сейчас это додзё носит имя Мэйбукан.

Источник: https://karate.ru/articles/151/

Возникновение каратэ. Часть 1: стиль Шури-тэ

Родина каратэ — маленький остров Окинава, затерянный на просторах Тихого океана, где-то между Китаем и Японией.

Там от древних правителей остались грозные замки, там в веках гремела слава предприимчивых купцов, торговавших со всей Юго-Восточной Азией, там боевые искусства возникли в целях самозащиты, но со временем стали важнейшей частью культуры и национального самосознания жителей острова.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Вид со стен королевского замка на старые кварталы деревушки Шури

Дзеней Оширо — замечательный мастер стиля Годзю-рю, родившийся и выросший на Окинаве. Он посвятил всю жизнь изучению и преподаванию традиционного окинавского каратэ.

Чтобы помочь своим ученикам глубже понять искусство, которое они практикуют, сэнсэй Оширо рассказал о том долгом пути, который каратэ проделало из китайской провинции Фудзянь через окинавские деревушки Шури, Наха и Томари в современный мир.

Возникновение стиля Шотокан

Тому каратэ, которое мы знаем сегодня, уже больше 100 лет. За это время вокруг сложилось немало историй, легенд, а порой и просто небылиц. Из них-то постепенно и возникла общепринятая история японского каратэ. Но в действительности о зарождении и развитии каратэ нам известно очень и очень мало.

Легенда гласит, что в 14-м веке на остров Окинава — тогда центр Королевства Рюкю, так называлась независимое государство, на территории которого расположена современная японская префектура Окинава — прибыло многочисленное посольство их Китая, всего — 36 семей.

Китайские гости решили обосноваться в небольшой рыбацкой деревушке под названием Кумэ на юге острова. Главным делом китайских посланников стало установление торговых и культурных связей с местным населением. Окинавцам он могли предложить самое дорогое, что у них было: многовековую китайскую культуру, редкие товары из Поднебесной и изощренные китайские боевые искусства.

Легенда умалчивает о том, какими именно стилями китайского кунг-фу занимались пришельцы. В истории осталось упоминание лишь о том, что прибыли они из южно-китайской провинции Фудзянь, расположенной недалеко от современного острова Тайвань, от которой всего около 200 морских миль до Окинавы.

Читайте также:  Калорийность кофе с сахаром и без, с добавлением молока на одну чашку, полезная информация

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Окинава находится посреди морского пути из Японии в Китай

Сакугава Шунго, первый мастер То-дэ

После прибытия 36 китайских семей на Окинаву история зарождения каратэ прерывается на несколько веков. Достоверная информация о становлении этого вида восточных боевых систем появляется у нас лишь начиная с 19-го века. Именно тогда в хрониках возникает имя первого заметного представителя окинавского каратэ Сакугава Шунго.

Искусству кулачного боя Сакугава Шунго научился у китайца Ку-Шан-Ку, который жил в китайской общине деревушки Кумэ.

Известна дата смерти Шунго — 1815 году, также мы знаем, что именно он начал закладывать основы самостоятельной окинавской боевой системы, которая на острове получила название То-дэ (в переводе с окинавского — «Рука Тана», или «китайская рука», или «китайский кулак»; в ту эпоху Китай назывался «Империей Тан», по имени действующего правителя).

Сакугава Шунго был простолюдином, сумевшим дослужился до ранга придворного — во многом благодаря своим знаниям в области боевых искусств. Сакугава поступил на службу к правителю Рюкю и поэтому смог ездить в Китай, чтобы изучать истоки своего боевого стиля, а затем распространять его у себя на родине.

Одним из его учеников Сакугава Шунго стал уже намного более известный Матсумура Сокон. Именно он впоследствии обучил каратэ Азато Ясузато и Итосу Ясутсунэ — будущих учителей Гичина Фунакощи, основателя каратэ Шотокан.

Определяющее влияние школы Дзигэн-рю

Матсумура Сокон был еще подростком, когда его представили Сакугаве — тогда уже опытному эксперту в китайском боксе (традиционное название широкого спектра китайских боевых систем, которые сегодня принято называть кунг-фу).

Сакугава Шунго жил в деревни Шури, которая сегодня входит в большую городскую агломерацию Наха — столицу современного острова Окинава. А в ту эпоху Шури было местом, где жила знать и располагался королевский замок правителя архипелага Рюкю.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Ворота Шурэйдо — главный вход в королевский замок правителей Окинавы

Матсумура быстро приобрел репутацию непобедимого мастера боевых искусств и обзавелся значительным влиянием при королевском дворе.

Со временем было решено сделать его главным инструктором по боевой подготовке для королевской стражи. Благодаря этому Матсумара Сокон смог жениться на девушке из знатного воинского рода.

По легенде, впоследствии его жена оказала сильное влияние на возникновение ката Усэйши — сегодня это ката Годзюсихо.

Высокий статус позволил Матсумуре отправиться в Китай, а затем в Японию, во владения клана Шимацу из провинции Сацума.

Этот род был известен своей военной мощью и к тому времени уже успел захватить архипелаг Рюкю, негласно управляя Окинавой. Побывав в Сацуме Матсумура Сокон начал изучать искусство владения мечом клана Шимацу школы Дзигэн-рю.

В этом стиле главным было умение яростно нападать на противника, чтобы не дать ему ни единого шанса на контратаку.

Значение быстрой и эффективной атаки в школе Дзигэн-рю возводилось в абсолют. Единственной стратегией боя считалась яростная атака: поединок должен был закончиться после одного мощного удара за счет резкого сокращения дистанции.

Много внимания уделялось физической и ментальной подготовке бойцов, что потом, без сомнения, оказало влияние и на окинавское каратэ, в особенности на стиль Шури-тэ.

Это выразилось в принципе иккэн-хисацу, который можно перевести, как «один удар — одна жизнь».

Схожие черты прослеживаются и в современном разработанном в Японии стиле спортивного каратэ Шотокан. Там тоже большую роль играет одна стремительная атака. Для сравнения, в традиционном окинавском стиле Годзю-рю акцент всегда делается на серии ударов.

  • Подвижность и скорость — визитная карточка стиля Шотокан
  • Матсумура, отец Окинава-тэ
  • В ту эпоху еще не существовало устойчивой традиции передачи знаний от одного поколения мастеров к другим, тем более не было такой системы обучения боевым техникам, которая привычна нам сегодня: с большим количеством учеников, с возможность неплохо заработать, преподавая каратэ.

Каждый мастер решал вопрос передачи знаний по-своему. Наиболее дальновидные тщательно выбирали себе всего пять-шесть учеников и тренировали их в уединенных, закрытых от посторонних глаз местах. Потому что впоследствии каждому ученику предстояло стать продолжателем стиля своего учителя.

К концу жизни Матсумура Сокон обладал весьма значительным влиянием в королевстве.

Он смог реформировать систему боевой подготовки королевского войска, сделав ее неотъемлемой частью изучение Окинава-тэ.

Мощное культурное влияние Китая на Окинаву постепенно сходило на нет, зато возраста ее зависимость от Японии. В этих условиях «китайская рука» (То-дэ) постепенно стала «окинавской» (Окинава-тэ).

Популярность Сокона на Окинаве привела к тому, что вокруг него собралось множество учеников и последователей. Но до наших дней дошло только два имени: Азато Ясузато, которого называли Азато Анко, и Итосу Ясуцунэ, которого также прозвали Анко (в переводе значит «железный конь»).

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Главное здание дворца правителей Окинавы. Китайское влияние прослеживается на острове повсюду: не только в боевых искусствах, но и в культуре, еде и архитектуре

Азато происходил из богатой семьи и начал тренировки с мастером Матсумурой, когда ему было 18 лет.

Постепенно он стал приверженцем школы Дзингэ-рю, а потом начал практиковаться и в других видах самурайский боевых искусств: в верховой езде и стрельбе из лука.

Он продолжил труд всей жизни мастера Матсумуры, систематизируя множество разрозненных приемов китайского и окинавского рукопашного боя. Как и его учитель, Азато делал главный упор на одном единственном ударе кулаком, сродни резу самурайским мечом.

Итосу, великий распространитель стиля Шури-тэ

Итосу Ясуцунэ намного известнее своего друга Азато. Прославившись в качестве искусного бойца, именно он начал трансформацию каратэ в спортивную систему для обучения подрастающего поколения.

Ясуцунэ родился в Шури и начал изучать каратэ под руководством мастера Матсумуры, когда ем было 16 лет. Помимо местного окинавского языка, Итосу говорил на китайском и японском, что делало его очень влиятельным человеком при дворе правителя архипелага Рюкю.

Это открывало перед ним двери и позволяло тренироваться вместе с самыми известными мастерами боевых искусств своей эпохи.

Когда Итосу Анко было пятьдесят (1885 год), он начал открыто обучать навыкам рукопашного боя всех желающих. Ему удалось добиться, чтобы каратэ в упрощенной форме вошло в учебную программу школ на Окинаве. Для этого Итосу Анко разработал пять ката Пинан, которые могли освоить даже ученики младших классов.

Анко умер в 1916 году. В том же году Гичин Фунакощи отправился в Японию, чтобы провести первую открытую демонстрацию по каратэ в Киото перед Бутокудэн (Японским обществом по изучению боевых искусств).

Шотокан покоряет мир

Гичин Фунакощи начал практиковать каратэ вместе с мастером Азато в возрасте 15 лет.

Когда ему исполнилось тридцать, каратэ уже получило широкое распространение в школах Окинавы, были организованы первые публичные демонстрации под руководством его второго учителя — мастера Итосу.

Закончив университет на Окинаве, Фунакощи отправился в Японию для участия в большом национальном смотре, где представители каждой из префектур демонстрировали неповторимые особенности своего края.

Фунакощи говорил по-японски, что было большой редкостью среди окинавцев в ту эпоху. Так он сумел познакомиться с несколькими очень важными персонами, в особенности с создателем дзюдо Дзигоро Кано. Именно Кано вдохновил Фунакощи на открытие своего собственного додзё в Токио. Таким додзё стал «Шотокан» — дом Шото (так называли перо для написания традиционных японских поэм).

В своей школе Гичин Фунакощи обучал классическим приемам традиционного окинавского стиля Шури-тэ, продолжая путь своих учителей.

Но его последователи, в частности сын Йощитака, пытаясь кодифицировать для будущих поколений неповторимые элементы стиля Шотокан (например, способы проведения соревнований), сильно их упростили.

Истинный дух Шури-тэ все еще сохранялся, но Шотокан уже всеми силами дистанцировал себя от китайского бокса.

Каратэ годзю-рю (Окинава) в Москве: история появления, особенности стиля и варианты ката

Чтобы каратэ стало доступно для широких масс японского общества, его технический арсенал пришлось значительно упростить

Правила соревнований в рамках стиля Шотокан сделали похожими на турниры по кэндо, придавая особое значение атакам с большой дистанции и одному решающему удару. Болевые заломы и разнообразные захваты исчезли из арсенала каратэ, так как не соответствовали духу спортивных соревнований. Каратэ — в этой форме — уже не представляло собой систему самообороны.

Оцука Хиронори — японский ученик Гичина Фунакощи и отличный знаток дзю-дзюцу — попытался вернуть в стиль Шотокан высокие и естественные стойки и входы на короткую дистанцию, характерные для То-дэ и Окинава-тэ. Он вновь стал рассматривать технику с позиции текучести и связанности, а также вернул в арсенал технических приемов болевые заломы, захваты и броски.

Впоследствии мастер Хиронори вышел из школы сына Гичина Фунакощи, создав свой собственный стиль, который назвал Вадо-рю. К тому времени спортивное направление каратэ Шотокон с очень упрощенным арсеналом техник набирало взрывную популярной по всему миру.

Современное Шури-тэ на Окинаве

Сегодня на Окинаве не очень любят вспоминать, как стиль каратэ Гичина Фунакощи сумел поразительно быстро завоевывал всю Японию, а затем и весь мир. Некоторые старые мастера традиционных стилей окинавского каратэ до сих пор не могут простить Фунакоши того, что он «подарил» каратэ японцам.

В наши дни Шотокан не очень популярен на острове, с трудом можно найти всего лишь одно-два окинавских додзё этого стиля. В то же самое время его прародители — стили Шури-тэ и Шорин-рю (школы Шаолиньского монастыря), специализирующиеся на ведении боя на короткой дистанции в высоких стойках и естественных позициях, продолжают пользоваться большой популярностью среди окинавцев всех возрастов.

P. S. Это первая часть большого рассказа сэнсэя Оширо. Продолжение следует.

Источник: https://nmau.ru/china_origin_shuri/

Стили Окинавского каратэ

На протяжении столетий в рамках развития Окинавского каратэ и кобудо сформировалось несколько стилей и концепций боевого искусства, которые отличаются друг от друга. Большинство стилей Окинавского каратэ относятся к одной из двух основных систем: Сюри тэ и Наха тэ

Стили Окинавского Kобудо также относятся к одной из двух основных школ, рюха: Тайра и Матаёши.

В наше время важнейшие Окинавские стили каратэ (Окинава тэ):

  • Шорин (Сёрин) рю, основатель — Мацумура Сокон;
  • Мацубаяси рю, основатель — Нагаминэ Сошин;
  • Годзю рю, основатель — Мияги Чёджун;
  • Уэчи рю, основатель — Уэчи Камбун.

Окинава Тэ — «рука Окинавы» — стиль староокинавского каратэ, возникший в 16 веке. Высшим достижением стиля стала школа Синдо Рю -«путь истины», самая закрытая и наиболее жесткая в каратэ.

В наши дни из-за гигантского наплыва спортивных стилей каратэ окинаватэ, и прежде себя не рекламирующее, ушло в тень. В боевых искусствах сложилась классическая ситуация.

Как только какое-то из них становится популярным, так сразу же приходят сотни и тысячи подражателей и начинают делать на этом бизнес, выдавая вместо искусства суррогат.

Сейчас на Окинаве существует лишь одна фамильная школа боевого староокинавского каратэ и кобудо —«Синдо-рю» (ее название можно перевести как «Школа истинного пути»), принадлежащая к семейной традиции Ханаширо.

Отличительная черта школы «Синдо-рю» — проведение боев в полный контакт, без каких-либо защитных приспособлений, по традиционным староокинавским правилам поединка «ури куми го», по которым запрещенными являются только удары по глазам и разрешается любая техника.

Делается это потому, что только жесткий, реальный поединок позволяет по-настоящему оценить эффективность усвоенной на тренировках техники и проверить силу духа бойцов.

Для того чтобы избежать травм, применяются специальные методики подготовки, разработанные в течение столетий и позволяющие ученикам через полтора-два года тренировок успешно участвовать в таких поединках без ущерба для своего здоровья.

Причем методики не получают широкого распространения и практически неизвестны даже знатокам боевых искусств, так как это основное богатство эзотерической системы фамильной школы.

Мастера школы всячески препятствуют широкому распространению окинаватэ, желая сохранить чистоту стиля.

Вот как это объяснял сам Сэнсей Ханаширо Найто:«Сейчас уже ни для кого не секрет, что легализация каратэ и его широкое распространение началось только в ХХ веке, благодаря усилиям нескольких окинавских мастеров — Гичина Фунакоши, Мабуни Кенва, Мияги Тедзюна.

Странно только, что за всю историю развития каратэ на Окинаве — а это, по самым скромным подсчетам, не менее семисот лет — «великих» мастеров упоминается не более двух десятков, а за последние пятьдесят лет количество людей, претендующих на это звание (8-й дан и выше), уже превысило тысячи.

Видя это, около двадцати пяти лет назад Федерация Окинава-тэ приняла решение, запрещающее производство учебных фильмов и книг по направлению окинаватэ, также посторонним запрещено присутствовать на тренировках в школе. Думаю, хотя бы таким образом мы сможем сохранить чистоту окинаватэ…»

Источник: http://www.okinawakarate.ru/stili/stili-okinavskogo-karate

Ссылка на основную публикацию