Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 – 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное – на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод – сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут).

Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например “Фиксики”.

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры – лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

  • Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий
  • На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий
  • Королева (ферзь) – самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий
  • У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой «Г».Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий
  • Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий
  • А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий
  • Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.

Это интересно! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

  • Книга «Шахматы для детей», написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, – одна из самых эффективных. Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.
  • Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей – написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней – иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.
  • Книжка Владимира Гришина называется «Шахматная азбука». Написанная еще в советский период, она и ныне не теряет популярности. Полезно будет ознакомиться и родителям: они найдут много нового для себя.
  • Ребенку, умеющему неплохо читать, можно предложить книгу-самоучитель Марии Фоминых. Автор – гроссмейстер, чемпион и организатор шахматных турниров.

Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение – однозначно.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Шахматы для детей: со скольки лет и какая польза

Когда стоит отдавать детей в шахматы? Что следует учесть при выборе секции, в какую сумму обойдутся занятия и какие есть противопоказания у этого вида спорта? Об этих и других особенностях шахмат узнаете из нашей статьи.

Читайте также:  Молекула атф — какова её роль в организме человека и каковы особенности формирования атф в организме

Шахматы — королевская игра. По некоторым данным она возникла в Индии в 1-м веке нашей эры и пользовались популярностью у первых лиц государств. Впервые международные турниры по шахматам стали проводить в середине 19 века. А в 1924 году была создана Международная шахматная федерация.

Виды шахмат

Сегодня существует более 20 вариантов игры в шахматы. О некоторых из них расскажем подробнее.

  • Классические шахматы. С персидского шахматы переводятся как «властитель умер». Самый распространенный вид шахмат. Здесь используется доска в 64 клетки и 32 фигуры: 16 черного и 16 белого цвета. Победу одерживает игрок, поставивший мат королю соперника.
  • Шахматы Фишера. Модификация Роберта Фишера появилась в 1996 году. В целом правила как у классических шахмат, но существуют свои особенности в начальной расстановке фигур и рокировки. Пешки находятся на доске как в классических шахматах. Слоны — на клетках разных цветов, а фигура короля — между ладьями. Остальные фигуры ставят в случайном порядке. Черные располагают в зеркальном отражении к белым.
  • Русские шахматы. В них играли на Руси в 9-10 веках. Позже были запрещены, а потом замещены классическими шахматами. Возродились в 1997 году, тогда появилась Международная федерация по русским шахматам. В этом варианте фигуры называются таврелями. Постановка фигур, рокировка и правила передвижения как в классических шахматах. Здесь имеется особая фигура — Хелга.
  • Шведские шахматы. В них играют две команды, по два игрока в каждой. Федерация Шведских шахмат появилась в 2007 году. Игра происходит сразу на двух досках. Сохраняются правила классических шахмат.
  • Мини-шахматы. Придумал математик из Англии Мартин Гарднер. Игра проходит на маленькой доске размером 5×5. Используются все классические фигуры, но только в единичном экземпляре.

Со скольки лет

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое.

В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта.

Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом.

Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением. Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Медицинские противопоказания

Занятия шахматами для детей не требуют интенсивных физических нагрузок. При этом приходится долго сидеть, много думать и анализировать. Поэтому у шахмат свои особенные противопоказания:

  • нервно-психические заболевания;
  • эпилепсия;
  • сколиоз;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • деформация костей таза в последних стадиях;
  • травмы головного мозга.

При поступлении в секцию шахмат могут потребовать справку от педиатра. Поэтому готовьтесь к визиту к детскому врачу.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Девочки и мальчики

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.

Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип. По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах.

Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.

Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.

Плюсы

У шахмат есть свои очевидные плюсы. Среди них:

  • Гармоничное развитие мозга. Во время игры активно работают оба полушария. Благодаря этому ребенок развивает как логику, так и интуицию.
  • Благоприятное воздействие на нервную систему. Если у ребенка нет серьезных болезней нервной системы, то шахматы пойдут ему на пользу. Во время игры развивается и тренируется логика, концентрация, память, а также абстрактное мышление. Давно замечено, что дети, которые занимаются шахматами быстрее развиваются и демонстрируют показатели успеваемости выше чем у сверстников.
  • Положительные эмоции. Когда ребенок разберется в игре, он начнет получать от нее истинное удовольствие, а значит хорошее настроение ему обеспечено.
  • Дисциплина. Из-за того, что во время игры необходимо постоянно концентрироваться, обдумывать каждый ход, развивается выдержка и дисциплина. Благодаря этим качествам ребенок-шахматист вряд ли совершит необдуманный, опрометчивый поступок. Он вероятнее всего вырастет целеустремленным и взвешенным человеком.

Минусы

Минусы шахмат можно разделить на две группы:

  • Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
  • Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.

Сколько стоят занятия

Шахматами можно заниматься в школьных секциях, в бюджетных спортивных учреждениях или нанять персонального инструктора. Ориентируйтесь на вашу цель и финансовые возможности.

В бюджетных учреждениях занятия скорее всего будут бесплатными. Персональный тренер в Москве обойдется в среднем в 2 000 рублей за час занятий.

Если вы выберете занятия с персональным инструктором, то весь инвентарь придется покупать самостоятельно. Вам понадобятся:

  • Шахматная доска. В зависимости от материала, размера может стоить как 500 — 1500 рублей, так и 40 000 — 50 000 рублей.
  • Шахматные фигуры. Стоят от 400 до 10 000 рублей.
  • Шахматные часы: 1 500 — 5 000 рублей.

Инвентарь можно купить на долгое время. А вот расходы на соревнования: проезд, проживание и в некоторых случаях сборы за участие в чемпионатах (могут варьироваться от 300 до 8 000 рублей), будут постоянными.

Как выбрать секцию

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятий

Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения. Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора.

Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение. Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу.

Подводим итог

Занятия шахматами положительно скажутся на интеллектуальном развитие ребенка. Научат его сдержанности, усидчивости, ответственности. Чтобы окончательно решить нужно ли вашему сыну или дочери серьезно заниматься шахматами, узнайте об их собственном желании.

Для этого можно самостоятельно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о фигурах, попробовать поиграть с ним, а потом узнать хочется ли ему заниматься шахматами с профессионалом.

Хорошо если в вашей семье есть традиция играть в шахматы, она может стать положительным примером и сподвигнуть ребенка учиться и добиваться успехов в этом виде спорта.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в х. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поделиться статьей с друзьями:

Источник: https://rebenokvsporte.ru/shahmaty-dlya-detej-so-skolki-let-i-kakaya-polza/

Уроки шахмат для детей: бесплатные видео для домашнего обучения

Шахматы – древняя логическая игра, сочетающая в себе развлекательный и развивающий аспекты. Многие родители, педагоги и психологи утверждают, что игра развивают логику, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление ребёнка. Вникая в суть, дети становятся более усидчивыми, спокойными и рассудительными.

Обучение детей разных возрастов шахматам и принципам игры в секциях и во время домашних занятийОбучение детей шахматам можно начинать с четырех-пяти лет. Мы подобрали лучшие видео уроки шахмат для детей, которые помогут погрузиться в мир логической игры и развивать свои умения в домашних условиях. Лучшим стартом для дошкольника будет видеокурс обучения шахматам для маленьких детей. В рамках уроков ребёнок узнает о фигурах и их ходах, начнёт разбираться в шахматной нотации и будет понимать значение букв и цифр, обозначенных на доске. Благодаря забавным примерам малыш не забудет полученную информацию. Простые стихотворения помогут легко запомнить все фигуры и их особенности. Все восемь уроков отличаются чёткостью и наглядностью.  

В серии минутных роликов (смотреть уроки) быстро объясняют возможностях всех фигур на доске, способах атаки. Видео отличаются лаконичностью и отсутствием лишних фактов.

Благодаря большой доске ребёнок рассмотрит все фигуры и не упустит важные нюансы.

На знакомство с курсом малыш потратит пять минут — этого будет достаточно для получения необходимого минимума знаний об игре, что поможет решать шахматные задачи.

В рамках курса «Обучение шахматам» ребёнок обучается игре вместе со своими ровесниками. Автор видео объясняет своим детям правила игры прямо за шахматной доской. Малыши получают базовую информацию о шахматных фигурах, их количестве и ходах. Информация подаётся в удобном формате «вопрос-ответ».

Видеокурс подходит для детей младшего школьного возраста, состоит из пяти коротких уроков. Кроме базовых знаний о названии фигур, их ходе и расположении, ребёнок узнаёт новые игровые термины: шах, мат, пат, рокировка, превращение пешки. Автор роликов лаконично и доступно даёт школьнику начальные представления о стратегии игры, учит ставить мат.

Знакомство с шахматной нотацией и фигурами – лишь начальный этап обучения, который поможет решать элементарные задачи и играть со своими сверстниками на интуитивном уровне. Но без понимания стратегии ребенок будет проигрывать уже в первые секунды партий с более подкованными соперниками даже не понимая собственную ошибку и её причину.

Автор видео учит избегать «детского мата» и развивает базовый навык в дебютной игре, не оставлять поле f7 слабым. Усвоив эту маленькую хитрость, дети не только обеспечат себе безопасный дебют, но и сам сможет применять ловушку против неопытных соперников.

В некоторых случаях школьник сможет быстро одолеет и взрослых людей, слабо разбирающихся в игре.

Занятия подходят для детей (ознакомиться с каналом), желающих глубже изучить стратегию шахматной игры и всерьёз заняться этим видом спорта. В рамках семинаров юная шахматистка Олеся и её тренер Олег Кислицын знакомят маленьких зрителей с хитростями шахматной игры.

Проводится анализ основных этапов партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Олеся и её тренер рассказывают об основных методах атаки и защиты. Материал объясняют на примерах известных партий. Часто авторы видео разбирают теорию прямо во время игры, благодаря чему обеспечивается системной и взаимосвязь подаваемой информации.

Девочка объясняет принципы игры сама, её стиль будет понятен сверстникам.

Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская. Онлайн уроки станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры.

Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации). Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна.

Читайте также:  Кислородный коктейль: состав, польза и вред напитка, способы приготовления

В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.

 

Юный зритель будет учиться шахматным азам вместе с главными героями обучающих роликов – пятилетней Машей и трёхлетней Катей.

Весёлые и смешные видео в стиле детских блогов заинтересуют юного зрителя и точно не дадут ему заскучать.

Во время уроков шахматистки знакомятся с шахматной доской, отдельными фигурами, терминами «пат», «вилка», «рокировка», учатся ставить мат. Автор объясняет основы игры доступным языком и предлагает интересные задания.

 

Занятия в компании с Петей, Федей и их мамой. В процессе обучения вся необходимая информация раскладывается по полочкам: малыши получают знания о часто используемых лёгких и тяжёлых фигурах и их цветах. Показан способ быстрого запоминания фигур. Ход ладьи, слона и ферзя показывают сами дети. Взаимодействие фигур демонстрируется на импровизированной мини-доске.

Лучшим первым тренером для ребёнка всегда будет его собственные родители: малыш не волнуется, не боится посторонних и усваивает информацию с большей лёгкостью и желанием.

Вадим Мартиш делится педагогическими хитростями и разбирает распространённые ошибки, например, показ всей изначальной расстановки шахматных фигур целиком — лучше показывать фигуры и их ход по очереди. Так малыш быстрее усвоит теорию и не будет перегружен.

Просмотрев лекцию, школьник научится лучше ориентироваться на шахматной доске и использовать белый и чёрный цвет клеточек. 

— Бесплатные приложения для обучения шахматам — Сайты чтобы играть в шахматы онлайн — Книги для обучения шахматам детей и взрослых

8 апреля 2019

Источник: https://vse-kursy.com/read/380-uroki-shahmat-dlya-detei.html

Консультация для педагогов "Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы" консультация

  • Консультация для воспитателей:
  •  «Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста
  •  игре в шахматы»

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». В.А. Сухомлинский

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает — король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою.

Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали виц мировую корону.

Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений. Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать.

В раннем возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме».

Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать.

Шахматы – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым.

Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

— Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

 — Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

— У ребенка развивается пространственное воображение.

— У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

— Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей, шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

— Шахматы учат творчеству. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

 — Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

— Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:  активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю; уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий,  воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

— Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.

Что может знать дошкольник о шахматах: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры. Дети дошкольного возраста могут уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Основные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Этапы обучения игре в шахматы:

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка».

Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети угадывают. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе воспитателя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай».

Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур.

Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания: «Мешочек». Дети по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР: (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», превращение пешки.

Дидактические игры и задания:

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

 «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

Читайте также:  Диета стол № 5: кому назначается, рацион, правила питания и рекомендуемые продукты

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания:

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых воспитанники должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания:

«Два хода». Для того чтобы ребёнок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребёнок отвечает двумя своими ходами.

Использование художественной литературы помогает педагогу по обучению детей игре в шахматы. Через художественное слово дети быстрее запоминают название шахматных фигур, расстановку их на игровом поле, как делает ход каждая фигура.

  1. Например, знакомя с расстановкой фигур на доске, можно сопровождать свои движения словами стихотворения:
  2. «По краям доски ладьи ставим мы как башни.
  3. Следом, словно для погони
  4.  Встанут тут красавцы кони.
  5. За конями и слоны
  6. В строй скорее встать должны!
  7. Не забудь взять на заметку,
  8. Что с ферзями делаю:
  9. Черный встал на белой клетке,
  10. Белый любит белую!
  11. Заполняй ряды скорей
  12. Ставь на место королей!
  13. Закаленные в боях
  14. Все фигуры на местах.
  15. Перед ними есть стена
  16. – Восемь пешек, как одна».

Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок успешно осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/27/konsultatsiya-dlya-pedagogov-psihologo-pedagogicheskie-osobennosti

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы



Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ.

Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени ребенка, вытесняя живое общение.

Со стороны родителей тоже происходит злоупотребление такими интересами ребенка, поскольку высокая занятость родителей приводит к тому, что очень удобно «занять» ребенка на длительный период времени.

И тем не менее, педагогическое сообщество, как и родительское вынуждены согласиться с тем, что очевидна необходимость возврата к таким играм, которые способствуют не только общению, но и интеллектуальному развитию.

К таким играм относят настольные игры, но в рамках данной статьи мы будем говорить об играх в шахматы и о том, как они влияют на всестороннее развитие ребенка.

Ключевые слова: настольная игра, развитие, компьютерная игра, шахматы, общение, интеллект, мышление.

Современное общество относится абсолютно спокойно к тому, что наша жизнь становится все более зависимой от сети Интернет и от различных гаджетов. С одной стороны, технический прогресс направлен на улучшение жизни человека и на то, чтобы сделать ее более комфортной. Однако происходит массовое злоупотребление благами технического прогресса, последствия которого мы можем наблюдать уже сейчас.

Достаточно взглянуть на подрастающее поколение. Пока ребенок маленький, пока его не коснулись компьютеризация и технологии он проявляет любознательность. У него есть желание узнавать и познавать. Чем старше он становится, тем более навязчиво в его мир вторгаются «технологии». Чаще всего этому потворствуют и родители, желая дать своему чаду все самое лучшее.

Ведь доподлинно известно, развивать мелкую моторику, а значит и речь можно используя такие предметы как пуговицы, шнурки-завязки и т. д. Однако все это требует времени родителей. Поэтому значительно проще купить какую-либо интерактивную игрушку, которая требует того, чтобы ребенок лишь нажимал на кнопки.

Бесспорно, она имеет некоторую пользу, но без живого общения, без усилий со стороны взрослых это не даст положительного результата.

Сегодняшние дети, особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте погружены в компьютерные игры и увлечены гаджетами. Если у ребенка спросить, что он предпочитает, поиграть в компьютер или в настольную игру, с большей долей вероятности он выберет компьютер. Конечно, он не понимает, что игры за компьютером не имеют такого развивающего потенциала как настольные игры.

Несмотря на то, что настольная игра не столь красочна как компьютерная и, казалось бы, она не может предложить широкого спектра эмоций она значительно превосходит по пользе компьютерную игру и даже по эмоциональности поскольку она требует наличие партнера, а это живые человеческие эмоции. Настольная игра не перегружает зрительный детский аппарат, который находится на стадии интенсивного развития. Настольная игра побуждает думать, анализировать, размышлять, потому как в настольных играх нет элемента скорости и не требуется проявления быстроты реакций.

Настольная игра развивает коммуникативные умения, и умения выстраивать взаимоотношения, учит ребенка тому, что не всегда можно выигрывать, учит анализировать свой проигрыш, иными словами, учит делать работу над ошибками, умению радоваться за победу партнера по игре. Компьютерная игра изначально этого не предполагает, поскольку невозможно радоваться победе компьютера.

Поэтому, можно быть абсолютно уверенным в том, что никогда искусственный интеллект не сравнится с живым человеческим общением.

Думающие, современные родители, в своем стремлении воспитать успешного и самостоятельного человека, ограничивают время ребенка, провидимое за просмотром телевизора или за игрой в компьютер. С этой целью они заполняют свободное время ребенка занятиями в различных секциях и кружках. Поэтому хорошим способом не попасть в зависимость от интернета — игра в шахматы.

Это не только игра, доставляющая детям массу удовольствия, но и отличный мозговой тренажер, стимулирующий развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры оказывает влияние на одновременную синхронную работу обоих полушарий мозга, что способствует активному развитию абстрактного и логического мышления.

Все вышеперечисленное является хорошим основанием и поводом к тому, чтобы научить ребенка играть в шахматы.

Начинать обучение шахматам целесообразно с рассказа об их историческом происхождении. Чтобы детям это было интересно и занимательно можно организовать театральное представление в виде путешествия в Шахматную страну.

Положительный опыт в этом вопросе продемонстрировала педагог Володина И. А [6]: «…в путешествие по Шахматной стране отправились главные герои девочка Клеточка и мальчик Вовка которые встретили там двух проказников — Забияку и Загадайку.

Дети познакомились с шахматной доской и решили назвать шахматную доску Черно-Белое Королевство, поскольку доска состоит из черно-белых клеток. Дети узнали, что в Черно-Белом Королевстве есть такие жители как ладья, ферзь, кони, пешка и даже король с королевой.

А еще дети узнали, что в королевстве живет слон, который вовсе не похож на слона.

Во время путешествия ребята вместе с Вовкой узнали от Клеточки, что все жители Королевства выполняют свою работу и что каждый житель живет в своем домике-клеточке. Они даже могут ходить друг к другу в гости, но каждый по своей дорожке [6].

Во время путешествия по Шахматной стране ребята узнали, что хоть слон из шахмат не похож на настоящего слона, но в старинные времена они имели схожесть. Еще дети узнали, что шахматный слон у разных народов имеет разные названия. Например, у французов слона называют шутом, у немцев — бегуном, у болгар — офицером, поляки зовут его гонцом.

А вот в Италии и Испании слона называют так же, как и у нас — слоном [6]. Далее Клеточка познакомила ребят с такими понятиями как Пат, Мат, Шах и Рокировка. Загадайка рассказал о таких великих шахматистах как Гарри Каспаров, Александр Алехин, Анатолий Карпов, который, кстати, освоил игру в шахматы, когда ему было пять лет [6].

А потом он играл в игру «Какая фигура спряталась в словах: спешка, оладьи, коньки, заслонка? (Пешка, ладья, конь, слон) Забияка играл с ребятами в игру «замени букву». Нужно было подумать, что будет, если в названии шахматной фигуры изменить одну букву. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь).

Так же нужно было называть шахматную фигуру название которой состоит из четырех, пяти и шести букв (конь, слон; ладья, пешка, король, ферзь)» [6].

Чтобы закрепить полученные знания о шахматах с детьми проводят интегрированные занятия. Рисуют шахматные фигуры, лепят их из пластилина или соленого теста, делают подделки, играют в театральных постановках выбирая роли Короля, Королевы, коня, пешки и других шахматных фигур.

Родителей так же необходимо привлекать к занятиям.

Очень важно устраивать круглые столы или чаепития в ходе которых необходимо доносить информацию о пользе и важности не только обучения в шахматы, но и о непосредственном родительском участии в этом процессе.

Родителям можно предложить делать в месте с детьми подделки на шахматную тему, принимать участие в театральных постановках, в изготовлении декораций к этим постановкам.

Занятия шахматами показывают свою неоспоримую эффективность.

Дети становятся более любознательными, застенчивые дети раскрепощаются, налаживаются коммуникативные связи и умение договариваться, поскольку совместная деятельность, а особенно игровая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков. Дети учатся усидчивости, проявлению лояльности и терпения по отношению к партнеру по игре. Учатся размышлять, анализировать и планировать.

Таким образом, все вышеперечисленное будет является хорошим фундаментом для дальнейшего развития и обучения в школе.

Литература:

  1. Дорофеева Н. К. Хочу учиться шахматам/Н. К. Дорофеева.-М.: Просвещение,2016.-104с.
  2. Ильин Е. А. Приключения пешки/Е. А. Ильин.-М.: Издательство,2016.-68с.
  3. Костюков В. В. Блокнот юного шахматиста/В. В. Костюков.-СПб.: Питер, 2018.-64с.
  4. Степанова А. А. Тигренок в шахматном королевстве/А. А. Степанова.-М.: из-во «Учитель»,2017.-88с.
  5. Сухин М. Т. Шахматы для самых маленьких/М. Т. Сухин.-М.: Просвещение,2017.-95с.
  6. Электронный ресурс: Володина И. А. «Обучение игре в шахматы в детском саду»/ https://www.maam.ru/detskijsad/prakticheskie-osnovy-obuchenija-detei-igre-v-shahmaty-v-detskom-sadu.html

Основные термины (генерируются автоматически): игра, настольная игра, ребенок, шахматы, Шахматная страна, технический прогресс, компьютерная игра, Черно-Белое Королевство, шахматная доска, живое общение.

Источник: https://moluch.ru/archive/268/61794/

Ссылка на основную публикацию